Структура и органы управления
образовательной организацией
Учредителем является Любимский муниципальный район Ярославской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Любимского муниципального района Ярославской области осуществляет Администрация Любимского муниципального района Ярославской области (http://любим-район.рф/. Юридический адрес: 152470, Ярославская область, г. Любим, ул. Трефолева 10. E-mail: Lubim.suprun@mail.ru. Контактный телефон: +7 (48543) 2-13-44). Отдельные функции и полномочия от имени учредителя осуществляет Управление образования администрации Любимского муниципального района Ярославской области (http://ouo-lub.edu.yar.ru. Юридический адрес: 152470, Ярославская область, г. Любим, ул. Раевского, 4. Контактный телефон: 8 (48542) 2-15-52. E-mail: upravlenie-lubim@yandex.ru).
Управление МДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. Имеет управляемую и управляющую системы.
Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом МДОУ и соответствующими положениями.
I структура – органы самоуправления:
· Общее собрание трудового коллектива.
· Педагогический совет.
· Родительский комитет.
II структура – административное управление, которое имеет несколько уровней линейного управления.
1 уровень – заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством РФ.
Управление учреждением осуществляет заведующий Пантелеева Ирина Сергеевна, которая действует от имени учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях:
- осуществляет образовательную деятельность на основании устава, выданной ему лицензии, свидетельства о государственной аккредитации;
- разрабатывает и утверждает образовательные программы (технологии), в том числе экспериментальные, на основе федеральных государственных стандартов;
- обеспечивает эффективное качественное, доступное и бесплатное образование в соответствии с муниципальным заданием управления образования;
- ведет учет детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- создает необходимые условия для осуществления образовательной деятельности, охраны, укрепления здоровья воспитанников, организации питания и медицинского обслуживания;
- обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудует помещения в соответствии с действующими нормами и требованиями, осуществляет текущий ремонт зданий, сооружений и иного имущества учреждения в пределах бюджетных ассигнований;
- привлекает для осуществления своей деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств в соответствии с действующим законодательством;
- использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов;
- осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности;
- ведет статистическую отчетность;
- отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет учредитель-собственник муниципального имущества;
- эффективно использует имущество, обеспечивает сохранность и использование его по целевому назначению;
- производит списание имущества в установленном порядке по согласованию с главным управлением образования и департаментом;
- отчитывается о результатах финансово-хозяйственной деятельности перед главным управлением образования;
- обеспечивает гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников.
В нашем МДОУ № 7 действует три органа самоуправления: Общее собрание МДОУ, Совет педагогов МДОУ, Родительский комитет МДОУ. Они обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития МДОУ, всех его подразделений. В МДОУ создана модель структуры управления, где каждый субъект имеет свое предназначение, конкретные цели, функциональные обязанности. Рациональное распределение функциональных обязанностей в управлении МДОУ позволило максимально использовать сильные стороны педагогов, сформировать внутри коллектива ядро, которое состоит из компетентных, авторитетных, уважающих друг друга работников, позволило мне, как руководителю делегировать часть своих полномочий и функций членам коллектива.
Общее собрание трудового коллектива МДОУ:
- рассматривает и принимает Устав и коллективный договор дошкольного учреждения, изменения и дополнения к ним;
- заслушивает отчеты заведующего и председателя профсоюзного комитета МДОУ о выполнении соглашения по охране труда, коллективного договора;
- рассматривает и принимает программу развития МДОУ, обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины и действия по ее укреплению;
- рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
- ходатайствует о поощрении, в том числе награждении правительственными наградами наиболее отличившихся работников МДОУ.
В состав трудового коллектива входят все работники МДОУ.
Общее собрание МДОУ собирается не реже двух раз в календарный год. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины работников учреждения. Решение Общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее 51% присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Общего собрания.
Решение, принятое Общим собранием в пределах своей компетенции, не противоречащее действующему законодательству РФ, является обязательным для исполнения Центральным звеном в организации всей методической работы является Совет педагогов.
Педагогический совет МДОУ:
- определяет основные направления образовательной деятельности МДОУ;
- рассматривает и принимает план работы МДОУ, учебный план, расписание занятий на учебный год;
- выбирает программы дошкольного образования (основные и дополнительные), образовательные технологии и методики для реализации в педагогическом процессе МДОУ;
- рассматривает и принимает образовательную программу на учебный год;
- рассматривает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности в МДОУ;
- организует выявление, изучение, обобщение, распространение,
внедрение передового педагогического опыта работников МДОУ;
- рассматривает вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в МДОУ;
- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательного процесса в МДОУ;
- заслушивает анализы работы педагогических работников и медсестры по охране жизни и здоровья воспитанников, о ходе реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, результатов готовности воспитанников к школьному обучению;
- ходатайствует о поощрении и награждении наиболее отличившихся педагогических работников.
- выбирает программы дошкольного образования (основные и дополнительные), образовательные технологии и методики для реализации в педагогическом процессе МДОУ;
- рассматривает и принимает образовательную программу на учебный год;
- рассматривает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности в МДОУ;
- организует выявление, изучение, обобщение, распространение,
внедрение передового педагогического опыта работников МДОУ;
- рассматривает вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в МДОУ;
- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательного процесса в МДОУ;
- заслушивает анализы работы педагогических работников и медсестры по охране жизни и здоровья воспитанников, о ходе реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, результатов готовности воспитанников к школьному обучению;
- ходатайствует о поощрении и награждении наиболее отличившихся педагогических работников.
В состав педагогического совета входят:
- заведующий МДОУ;
- воспитатели групп;
Заседание Совета педагогов правомочно, если на нем присутствует не менее половины его состава.
Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов МДОУ и не противоречащее законодательству РФ, является обязательным для всех педагогических работников.
Совет педагогов работает по плану, который является составной частью годового плана работы МДОУ.
Технология управления развитием МДОУ с помощью Совета педагогов отличаются большим многообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив.
Родительский совет МДОУ:
- принимает участие в обсуждении Устава и локальных актов, касающихся взаимодействия с родителями, рассматривает вопросы о внесении в них изменений и дополнений;
- заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательного процесса МДОУ;
- заслушивает информацию, отчеты педагогических работников, медсестры о состоянии здоровья воспитанников, ходе реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, результатов готовности воспитанников к школьному обучению;
- заслушивает доклады, информацию представителей организаций и учреждения, взаимодействующих с МДОУ по вопросам образования и оздоровления детей, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенического режима МДОУ, охране жизни и здоровья воспитанников;
- принимает участие в планировании и реализации работы по охране и защите прав, свобод и интересов воспитанников и родителей во время образовательного процесса в МДОУ;
- вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в МДОУ;
- принимает участие в организации работы по обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса содействует в организации совместных с родителями (законными представителями) мероприятий – родительских собраний, родительских клубов, «Дней открытых дверей», субботников и др.
- оказывает посильную благотворительную помощь МДОУ в укреплении материально-технической базы, благоустройстве помещений, детских площадок и территории силами родительской общественности;
- принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных родителей.
Родительский комитет МДОУ является одной из форм самоуправления и взаимодействия МДОУ и родителей воспитанников.
В состав Родительского комитета входят представители родительской общественности от каждой групп.
Родительский комитет работает по годовому плану, составленному совместно с администрацией МДОУ.
II уровень управления осуществляют воспитатели и обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Ежегодно все три органа управления работают в тесном контакте. Члены родительского комитета изучают интересы и потребности родителей; являются организаторами диалога с родителями в решении проблемных вопросов возникающих в течение учебного процесса; участвуют в открытых мероприятиях, Советах педагогов, и т.д.; организовывают субботники по благоустройству территории МДОУ; оказывают помощь в ремонте детского сада.
На Общем собрании коллектива рассматриваются вопросы по охране и безопасности условий труда; о материально-техническом состоянии МДОУ; об участии всего коллектива в оформлении территории детского сада; выполнении распоряжений вышестоящих организаций.
Успех в управлении МДОУ достигается благодаря четкому пониманию, исполнителями учебного процесса, поставленных задач; созданию деловой и творческой обстановки в коллективе, совместной деятельности по достижению целей воспитания, образования и развития детей.
В управлении дошкольным учреждением соотношение единоначалия и коллегиальности проявляется в решении вопросов на Совете педагогов, при коллективном просмотре работы, на производственном совещании, собрании трудового коллектива. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решений, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собрании коллектива, создание деловой обстановки, согласованности работы коллектива.
Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей.